Введение Программа развития (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 12 «Белочка» с корпусом № 2 «Соболек» (далее – ДОУ) разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является нормативно-управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития. Программа определяет, с одной стороны, образовательные приоритеты и меры стратегической задачи текущего времени – модернизации образования, с другой – обеспечивает тактический переход дошкольной организации в качественно иное состояние, максимально реализующее образовательный и гражданский потенциал непосредственных участников образования (обучающихся, педагогов, родителей). Программа развития предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Программа как проект перспективного развития МБДОУ д/с №12 «Белочка» призвана: – обеспечить качественную реализацию муниципального задания и удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; – консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. Статья 28 №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития образовательной организации. Программа является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития предусматривает реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации и ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Необходимость разработки данной Программы развития обусловлено пересмотром, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, повышающих качество образовательной политики ДОУ. В целом Программа направлена не только на стабильное функционирование образовательного учреждения, но и на его планомерное развитие в рамках приоритетных задач. Программа развития составлена исходя из конкретного анализа состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, а также с учетом рисков, возможных в процессе реализации программы. 1.Паспорт Программы развития МБДОУ д/с №12 «Белочка» Наименование программы Разработчики программы Исполнители реализации программы Основания для разработки программы Программа развития МБДОУ д/с №12 «Белочка» на 2023/2027 год Администрация МБДОУ д/с №12 «Белочка» Участники образовательных отношений МБДОУ д/с №12 «Белочка» -Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании» (ред. от 24.03.2021); -Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; -Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642; -Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование»; -Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); -Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка; -Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 №32 Цель Программы Задачи Программы Качественные характеристики Программы «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; -Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха детей и молодежи, СП 2.4.3648-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28); -Устав МБДОУ д/с №12 «Белочка» Осуществление системы управленческих, методических и педагогических действий, направленных на повышение качества и эффективности образования в МБДОУ д/с №12 «Белочка» с учетом запросов личности, общества и государства -Обеспечение качества дошкольного образования и социализации каждого ребенка в соответствии с ФГОС ДО путем обеспечения эффективного внутреннего управления ДОУ; -совершенствование работы педагогического коллектива, направленного на выявление, поддержку и развитие способностей воспитанников в различных видах деятельности; -обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детейинвалидов; -совершенствование системы профессионального роста педагогических работников в ДОУ, выступающих гарантом предоставления высокого качества образовательных услуг; -использование разных форм взаимодействия ДОУ и семьи с целью повышения родительской компетентности по вопросам воспитания и образования детей Актуальность. Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей системы образовательной и коррекционно-образовательной деятельности детского сада. Прогностичность. Данная Программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному Сроки реализации Программы учреждению. Рациональность. Программой определены цели и способы получения максимально возможных результатов. Реалистичность. Программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений. Целостность. Наличие в Программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты). Контролируемость. В Программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ. Нормативно-правовая адекватность. Соотнесение целей Программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней. Индивидуальность. Программа нацелена на решение педагогических проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников. Подготовительный этап (январь – июль 2023г.): анализ комплекса условий, имеющихся в ДОУ для перехода к работе в новых условиях развития. Выявление проблемных зон и «точек роста». Разработка документации для реализации мероприятий в соответствии с Программой развития. Практический этап (август 2023г. – август 2027г.): - реализация и внедрение разработанных проектов, в рамках Программы развития; выполнение плана мероприятий в соответствии с Программой развития; – периодический контроль плана мероприятий; – корректировка плана. Заключительный этап (сентябрь – декабрь 2027г.): анализ, осмысление и интерпретация результатов реализации Программы развития и определение перспектив дальнейшего развития ДОУ Механизм реализации Программы развития Реализация идей, изложенных в Программе, ДОУ осуществляется следующим образом: – поэтапная, в указанные сроки, реализация плана мероприятий на основе анализа предыдущей деятельности и глубокого изучения нормативных документов, а также анализа потенциальных возможностей и профессионального уровня педагогов, семей воспитанников, культурнообразовательного потенциала ближайшего социума; – целевые установки доводятся до каждого участника образовательных отношений путем обсуждения и принятия соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ с учетом коллективных образовательных потребностей; – обеспечение максимальной активности и согласованности всех участников образовательных отношений, развития их творчества, инициативы на основе интеграции научных знаний и практического опыта. Ресурсное обеспечение поставленных задач Ресурсным обеспечением поставленных задач будет являться: нормативно-правовое обеспечение: приказы, положения, правила, должностные инструкции; научно-методическое обеспечение: разработка программ, проектов, методических рекомендаций, программы информационно-аналитической деятельности, системы критериев и показателей, материалы проведенных семинаров; - информационное обеспечение: создание информационного банка, сайт образовательной организации, группы в социальных сетях; - кадровое обеспечение: подбор кадров, повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, консультирование; организационное обеспечение: составление образовательной программы, планов работы профессиональных объединений педагогов; - мотивационное обеспечение: положение о распределении стимулирующей части ФОТ, критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогов Финансирование Программы Осуществляется в пределах текущего финансирования Целевые показатели реализации -выполнение муниципального задания; Программы развития - повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов учреждения, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта; - участие обучающихся в конкурсах различного уровня; оказание услуг педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, посещающим и не посещающим ДОУ; -удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в ДОУ; - материально-техническая оснащенность отвечающая требованиям ФГОС ДО; использование педагогами ДОУ инновационные педагогические технологии в образовательной деятельности; - создание условий для реализации программ дополнительного образования; - создание условий для получения качественного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих ДОУ Система организации контроля за Администрация ДОУ выполнением Программы развития Педагогический совет Общее собрание 2. Краткая информационная справка об образовательной организации Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Белочка» с корпусом №2 «Соболек» Руководитель (заведующий) Данилова Валентина Валерьевна Юридический адрес организации 624194 Свердловская область, г. Невьянск, ул. Чапаева 24/1 (корпус №1) Телефон, факс (34356) 2-35-44 (корпус №2), (34356) 2-17-43 (корпус №1). Адрес электронной почты belochka1247@yandex.ru Лицензия № 16261от 25.06.2012, серия № 003876 Устав Утвержден постановлением администрации Невьянского городского округа от 05.09.17 №1836-П Здание Здания детского сада (корпус №1- Чапаева 24/1, корпус № 2Долгих, 30) построены по типовому проекту. Проектная наполняемость каждого здания 140 мест. Общая площадь зданий 2 826 кв. м. В двух корпусах 12 групп. 1 корпус (ул. Чапаева, 24) – 1983год постройки 2 корпус (ул. Долгих, 30) – 1986 год постройки Режим работы Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 10,5 часов. Режим работы групп – с 7:30 до 18:00. Образовательные и воспитательные программы Основная образовательная программа ДОУ Программа воспитания Рабочие программы педагогов и специалистов Адаптированные основные образовательные программы Целевые ориентиры ДОУ Цель: Создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи: 1. Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психологической безопасности; создание комфортных условий жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств. 2. Совершенствование систему работы по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников через различные виды деятельности. 3. Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности. 4. Совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников. Социальные партнеры - Центр детского чтения «Радуга» -Культурно-досуговый центр 3. Анализ потенциала развития МБДОУ д/с №12 «Белочка» Сильная сторона Проблемное поле Перспективы развития, пути Возможные риски решения проблем 1. Психолого-педагогические условия - Наличие основной образовательной программы ДОУ, программы воспитания, адаптированной основной образовательной программы, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Стабильная результативность образования воспитанников по реализуемым программам, подтвержденная мониторингом, внутренней оценкой. Применение педагогами инновационных технологий в работе с детьми. - Эффективная система взаимодействия воспитателей и специалистов при реализации содержания образовательной программы и коррекционной поддержки детей с ОВЗ. - Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей обучающихся. - Отсутствие дополнительных образовательных услуг -Изучение образовательных запросов родителей Отсутствие кадровых, материально-технических условий для реализации дополнительных образовательных услуг - Не созданы условия для обмена -Получить статус муниципальной - Отсутствие инициативы со опытом по взаимодействию базовой площадки стороны педагогических воспитателей и специалистов при работников реализации содержания образовательной программы и коррекционной поддержки детей с ОВЗ на муниципальном уровне -Разработано Положение о внутренней - Недостаточно разработаны -создание рабочей группы по оценке качества образования диагностические и оценочные доработке диагностических и МБДОУ д/с №12 «Белочка» механизмы ВСОКО оценочных механизмы ВСОКО 2. Кадровое обеспечение - Слаженный коллектив стажистов и молодых педагогов. - Наличие высококвалифицированных специалистов. - Участие педагогов в различных формах профессионального общения на муниципальном и региональном уровне. - Прохождение педагогами курсовой подготовки и аттестации в соответствии с графиком. - Методическое сопровождение молодых специалистов наставниками отсутствие стабильности укомплектованности педагогическими кадрами привлечение специалистов оптимизация наставничества молодых - неудовлетворенность молодых специалистов суммой заработной системы платы, условиями проживания - Наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями, предъявляемыми социумом и уровнем профессиональной компетентности педагогов - повышение компетентности педагогов в использовании -Недостаточность инновационных форм в профессиональной инициативы и образовании дошкольников компетентности у отдельных педагогов 3. Материально-техническое обеспечение -Развивающая предметнопространственная среда в ДОУ создается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников, обеспечивает возможность общения, совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. - В соответствии с возрастом детей группы оснащены детской мебелью, игрушками, наглядными пособиями, детской литературой. - Проводится работа по созданию условий, соответствующих действующим санитарноэпидемиологическим требованиям, правилам пожарной безопасности, антитеррористической защищеннеости. Недостаток цифровой образовательной среды: электронных образовательных ресурсов (компьютерных обучающих программ) и интерактивного оборудования (smart стол, мини-роботы Bee-bot, и т.д.), лаборатории для экспериментальной деятельности. Территория и площадки детского сада недостаточно благоустроены. пополнение материально- - отсутствие финансирования технической базы и развивающей предметно-пространственной среды - В здании ДОУ требуется косметический ремонт и местами капитальный. - составить план выполнения ремонтных работ на 2023/2027 год. - благоустройство ДОУ. Привлечение родителей. площадок - отсутствие обратной связи спонсоров, 4. Прогнозируемый результат Программы развития на 2025 год: Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития ДОУ В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов (в рамках реализации Профстандарта), в том числе и при работе с детьми с ОВЗ. создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями основной образовательной программы ДОУ, в том числе и для детей с ОВЗ; рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации; обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. активное включение родителей в образовательный процесс; создание привлекательного имиджа учреждения в глазах всех субъектов образовательного процесса, разработка стратегии по благоустройству территории детского сада. создание доступной среды для детей с ОВЗ. Для воспитанников и родителей: каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста (по необходимости составлены индивидуальные образовательные маршруты развития детей); хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ; каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право на участие и контроля в работе детского сада. Для педагогов: каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий (использование новинок педагогической деятельности); поддержка инновационной деятельности (обобщение опыта, участие в педагогических мероприятиях). Для ДОУ: будет налажена система управления качеством образования дошкольников (планирование, контроль, анализирование работы); развитие сотрудничества с другими социальными системами; будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении в соответствии с современными требованиями. Таким образом, работа коллектива ДОУ направлена на обеспечение качества образовательного процесса посредством повышения профессионального уровня коллектива, создания условий для целостного развития личности каждого ребенка и объективной оценки результатов деятельности. 5. Управление Программой развития Угрозы и риски реализации Программы Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ ДОУ: конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования; конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, олимпиад, конференций и др; конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования; высокое качество и материально-техническая оснащенность образовательного процесса. В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения села, реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей. Конкурентные преимущества ДОУ определяются следующими факторами стабильно высоким качеством образования; наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и управленческих команд в области проектирования,