Аннотация АОП МБДОУ

Аннотация к Адаптированным образовательным программам
дошкольного образования в МБДОУ д/с №12 «Белочка» в группах
компенсирующей и комбинированной направленности с 3 до 7(8) лет
на 2023 – 2024 учебный год
Адаптированная образовательная программа для обучающихся в
группах компенсирующей и комбинированной (для обучающихся с ОВЗ)
направленности на 2023 – 2024 учебный год (далее – АОП ) разработана и
утверждена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)
и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ФАОП ДО)
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
‒
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки 324 России от
17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября
2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №

874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2
ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
дошкольного
образования
(утверждена
приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒ Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад комбинированного вида №12 «Белочка» с корпусом
№2 «Соболек» Невьянского городского округа.
Программа реализуется на государственном
Федерации. Разработана на 2023-2024 уч. год.

языке

Российской

Программа является документом, в соответствии с которым ДОУ
осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного
образования для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития (далее - ТНМР).
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (далее - УО).
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).
АОП ДО для обучающихся с нарушением слуха (далее - слух).
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры),
разработанных Организацией АОП ДО для обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов Программы.

Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
В целевом разделе программы представлены цель, задачи,
специфические принципы и подходы к формированию программы, а также
планируемые результаты и развивающее оценивание образовательной
деятельности.
Содержательный раздел включает:

описание образовательной деятельности обучающихся с УО;

вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы;

взаимодействие педагогических работников с детьми и
родителями (законными представителями);

программу коррекционно-развивающей работы с детьми с УО;

особенности организации диагностики и мониторинга;

способы и направления поддержки детской инициативы.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы является неотъемлемой
частью Программы. Адаптированная образовательная программа в группах
компенсирующей и комбинированной (для обучающихся с ОВЗ)
направленности с 3 до 7(8) лет на 2023 – 2024 учебный год (АОП ДО);
обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала; учитывает особые образовательные потребности обучающихся
дошкольного возраста с ОВЗ. Программа обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с
ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей и
комбинированной направленности.
Объем обязательной части основной образовательной программы
составляет не менее 60% от ее общего объема.
Объем части основной
образовательной программы, формируемой участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Программы для разных нозологических групп (для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР),
обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР), обучающихся с умственной отсталостью (УО),
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), обучающихся
с нарушениями слуха (слуха), обучающихся с тяжелыми множественными
нарушениями развития (ТНМР) разработаны с учетом особенностей развития
и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.
Цель реализации Программы обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста
на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности
ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,

духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с
ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как
субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
В организационном разделе описаны:
- психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с
УО;
- особенности организации развивающей предметно - пространственной
образовательной среды;
- материально-техническое обеспечение Программы;

- финансовые и кадровые условия;
- режим дня и календарный план воспитательной работы.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа.
В
образовательном
учреждении:
группы
компенсирующей
направленности - 4 группы дошкольного возраста (от 5 до 7(8) лет) и группы
комбинированной направленности -6 групп дошкольного возраста (от 3 до5
(6) лет). Эти группы посещают обучающиеся различных нозологических
групп, в основном это дети с задержкой психического развития и с тяжелыми
нарушениями речи.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в
ДОУ. В соответствии с п. 1.3 ФГОС ДО учитывается возможность освоения
ребенком Программы на любом этапе ее реализации. Наполняемость групп
соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Программы используемые в ДОУ.
Основная часть Программы разработана с учетом Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана в
соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809);
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, представлена: педагогическими технологиями и методическими
пособиями - «Мы живем на Урале», методическое пособие с учетом
специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного
возраста. О.В. Толстикова, О.В. Савельева; Расширение и углубление содержания обязательной части основной
образовательной программы дошкольного образования, обеспечивается
содержанием части, формируемой участниками образовательных отношений
и представлена авторской программой и технологиями, направленными на
развитие детей в освоении содержания образовательной области:
познавательное развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с
семьями детей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
1) Создание условий для формирования позиции сотрудничества
педагогов и родителей воспитанников с целью эффективной разработки и
реализации стратегии развития и образования каждого ребенка.
2) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3) Оказание помощи родителям (законным представителям) в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического
здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития.
4) Консультативная поддержка родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе коррекционной
деятельности.
5) Обеспечение информационной открытости образовательной
деятельности для семьи и всех заинтересованных лиц, вовлеченным в
образовательную деятельность, а также широкой общественности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».