27.11.2018
Организация коррекционной работы
Руководитель ПМПк ДОУ - учитель-логопед высшей категории Сырейщикова С.А.
План работы ПМПк ДОУ на 2016-2017 уч год
Анализ работы ПМПк ДОУ за 2015-2016 уч год
Анализ работы ПМПк ДОУ за 2014-2015 уч год
Анализ работы ПМПк ДОУ за 2013-2014 уч год
Анализ работы ПМПк ДОУ за 2012-2013 уч год
Анализ работы ПМПк ДОУ за 2011-2012 уч год
Документы регламентирующие коррекционно-образовательную деятельность
Список специалистов психолого-медико-педагогического консилиума на 2016-2017 уч год
Формы организации коррекционной работы |
|||
Компенсирующая группа (ОНР+ЗПР) |
Комбинированная группа (N+ОНР+ЗПР) |
Логопункт (ФНР, ФФНР) |
Инклюзия (дети-инвалиды с сочетанным диагнозом) |
В ДОУ на бесплатной основе работает консультативный пункт для родителей
(в том числе, чьи дети не посещают наш детский сад)
Система коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности,
а так же с детьми находящимися в детском саду на инклюзии ( для детей с нарушениями в речевом и психическом развитии)
Результатом работы данной системы является практика выведения воспитанников из процесса коррекции и возвращения их в обычную образовательную среду.
Воспитанники в комбинированные и компенсирующие группы ДОУ, а так же дети-инвалиды зачисляются на основании заключения Психолого – медико – педагогический комиссии Невьянского городского округа (ПМПК НГО) и осмотра узких специалистов детской поликлиники. На основании заключения ПМПК НГО Психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ выстраивает свою работу с детьми ОВЗ.
После поступления детей в наше ДОУ, специалисты (логопеды и дефектологи) детского сада проводят комплексную диагностику каждого ребенка. Для обеспечения качественной диагностики и дальнейшего психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, для получения каждым ребенком качественного образования исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и нервно – психического здоровья, в соответствии со специальными образовательными потребностями, в нашем ДОУ создан ПМПк.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями обучающихся воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования каждый специалист составляет заключение, разрабатывает рекомендации, выстраивает программу коррекции имеющихся недостатков. Все это отражается в индивидуальной карте психолого-медико-педагогического сопровождения, которая помогает всем специалистам действовать не разрозненно, а параллельно, направляя свои усилия в одно русло.
По данным комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут целью, которого является индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей и возможностей детей. Для разработки индивидуального маршрута используются программы перечисленные в Талице 1 п. 5,6,7,8 (раздел Особенности образовательного процесса)
Для детей - инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который представляет собой целенаправленную проектируемую программу действий участников образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное развитие ребенка-инвалида и реализацию его особых образовательных потребностей. Учебно-познавательная деятельность ребенка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Воспитание и обучение таких детей с нормально развивающимися дошкольниками осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе непосредственно-образовательной деятельности (подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия). На фронтальных и подгрупповых занятиях этим детям уделяется особое внимание (воспитатель использует дополнительное объяснение, индивидуальный показ, помощь в выполнении заданий, совместные действия с ребенком).
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ является созданная предметно - пространственная среда в группах, которая соответствует способностям и возможностям детей с ОВЗ и доступна для них. Предметно-развивающая среда в группах организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры.
ДОУ организуя воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:
1) охват детей необходимой коррекционно-педагогической помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества (детей) к принятию человека с ограниченными возможностями.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работники: включают в занятия всех детей группы, независимо от дефекта; в своей работе педагог опирается на принцип индивидуально –дифференцированного подхода, задания детям с ОВЗ даются дифференцированно, исходя из возможностей ребенка, всегда создавая ему при этом ситуацию успеха; при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития; создают для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагоги стремятся к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации, корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строят на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
В ДОУ соблюдаются обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья наше ДОУ делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. ДОУ это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Есть дети - инвалиды, которые в силу своего психофизического развития, посещают только индивидуальные занятия со специалистами. Для таких детей составлена сетка индивидуальных занятий. Коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории строится с учетом их актуального уровня развития. Такие детей посещают детский сад совместно с родителями в виду сложного диагноза.
В нашем ДОУ работают 3 учителя-логопеда и 3 педагога-дефектолога,1 педагог-психолог.
«Коррекция речевых нарушений» (логопедические занятия) направлены на:
выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей дошкольного возраста.
«Коррекционные занятия с дефектологом» направлены на: восполнение пробелов предшествующего развития; развитие мыслительной деятельности;
"Коррекция эмоционально- волевой сферы" основное направление работы педагога - психолога.
Коррекционная работа проводится в средней группе - 2 занятия в неделю логопеда, 2 занятия дефектолога; в старшей возрастной группе - 3 занятия в неделю логопеда, занятия дефектолога; в подготовительной - 4 занятия в неделю логопеда, 4 занятия дефектолога.
Коррекционно-развивающая работа проводится всеми педагогами ДОУ при организации непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и при организации самостоятельной деятельности воспитанников опосредованно через созданную в группе предметно-развивающую среду.